Знание анатомии и бесконечное терпение: сотрудник музея рассказал, что нужно, чтобы разобрать и перевезти 12-метровый скелет кита

В октябре 2020 года в Морском музее английского города Халл, в России больше известного как Гулль, было решено провести капитальный ремонт. Его обширные коллекции включают в себя множество редких экспонатов морской фауны. Среди них находятся скелеты большого тунца, различных видов китов, таких, например, как нарвал, а также челюстная кость кашалота, длина которой составляла около 12 футов (3,6 метра).

До начала ремонтных работ все музейные экспонаты, представляющие морскую фауну, отправили на реставрацию и хранение в мастерские, которые находились в нескольких часах езды от Халла. В течение двух недель грузовик Найджела Ларкина, ответственного сотрудника музея, отвечающего за сохранность китов, занимался транспортировкой туда драгоценного груза.

Знание анатомии и бесконечное терпение: сотрудник музея рассказал, что нужно, чтобы разобрать и перевезти 12-метровый скелет кита

Знание анатомии и бесконечное терпение: сотрудник музея рассказал, что нужно, чтобы разобрать и перевезти 12-метровый скелет кита

Двенадцатиметровый раритет Морского музея

Самым известным экспонатом Морского музея является скелет молодого североатлантического кита, который был выловлен еще в 1907 году у побережья Лонг-Айленда, штат Нью-Йорк. Этот 12-метровый раритет 113 лет назад был доставлен в Халл в рамках обмена при участии Зоологического музея Кембриджского университета с Американским музеем естественной истории, где он до того времени и находился.

Этот уникальный экспонат последние 45 лет пребывал на одном и том же месте. Для того чтобы очистить и реставрировать скелет кита, который сегодня находится под угрозой полного исчезновения, его пришлось разобрать на косточки. Общее количество фрагментов, попавших к реставраторам, составили 180 единиц. Это был один из самых крупных представителей среди подобного вида китообразных, которых на сегодняшний день в мире осталось не более 400 особей.

Знание анатомии и бесконечное терпение: сотрудник музея рассказал, что нужно, чтобы разобрать и перевезти 12-метровый скелет кита

Кто курировал работу по реставрации скелета

Найджел Ларкин, который отвечал за сохранность музейных экспонатов китов, взял также под свой контроль проведение этой важной работы по восстановлению и сохранению раритетного скелета до окончания капитального ремонта Морского музея в Халле. Этот ученый является членом Королевского географического общества и аффилированным исследователем Кембриджского музея. До этого Ларкин провел пять лет в Музее естественной истории в Лондоне. За это время ему удалось при раскопках в Хэпписбурге обнаружить следы человека, возраст которых составил около миллиона лет, а также останки древних пингвинов в Антарктиде.

Знание анатомии и бесконечное терпение: сотрудник музея рассказал, что нужно, чтобы разобрать и перевезти 12-метровый скелет кита

Какие знания и навыки необходимы для выполнения этой работы

Авторы проекта Atlas Obscura расспросили Ларкина и его коллегу Фила Роя после окончания работы по демонтажу и перевозке скелета в их мастерскую в Шропшире о том, какими знаниями и навыками необходимо обладать для выполнения подобной работы.

Найджел ответил, что для этого, в первую очередь, нужно хорошо знать анатомию кита, сварку, литье, 3D-сканирование и печать, как перемещать и упаковывать скелеты, а также создавать конструкции, способные выдержать тяжелый вес. Он сказал, что у них есть большая металлоконструкция, которая может выдержать тонну, но она слишком массивная и тяжелая, чтобы ее можно было использовать в тесном пространстве галереи в музее, где они тогда работали. Поэтому им пришлось изобретать самим приспособление из дерева, которое можно было бы собрать на месте, чтобы не разбить ни одной витрины вокруг них.

Какие были проблемы при разборке и перемещении

Скелет кита из-за его огромных размеров было бы очень неудобно перевозить на новое место, поэтому его нужно было разобрать на фрагменты. Череп как самый крупный из них пришлось распилить по средней линии, где он был поврежден, на две части. Это означало, что при его реставрации приходилось иметь дело только с одной половиной, что не позволяло увидеть картину результата работы сразу. Череп всегда является самой уязвимой для повреждений частью скелета, так как он находится спереди и довольно тяжелый.

Читай продолжение на следующей странице